Народная традиция праздника Троица. Его корни и значения.

народный праздник троица

Я приветствую Вас дорогой читатель! Cегодня моя беседа будет посвящена народному празднику Троица.

Сразу хочу обратиться к глубоко верующим христианам и пояснить, что моя беседа не имеет прямого отношения к христианскому образу. У него своя история и философия. Это как говорить на разных языках. В этой беседе я постараюсь показать глубинные корни мировоззрения – первоначальный народный источник. Это наша седая история – генетическая память, которую мы обязаны знать, помнить, уважать! Это помогает нам оставаться славянами, сберегать свою идентичность, о которой последнее время всё чаще стали говорить.

Что означает народный праздник Троица?

Чтобы вникнуть в истоки праздника, который берёт своё начало из седой старины, необходимо обратиться к термину, принятому в научных кругах –  староверие (не путайте со старообрядчеством). Например, этот термин применял в своих лекциях А. В. Пыжиков.

Староверие – это глубокий корень народной культуры, облачённый в христианство.

Вот от него и будем отталкиваться. Также староверие тесно связано с язычеством, которое последнее время стало именем нарицательным. Хотя со старославянского «язык» на современный лад переводится, как народ. Отсюда языческая культура – это народная культура. Которая никакого отношения не имеет к бесовству. Которое ей (культуре) приписывают ряд христианских сподвижников. Об этом надо знать, помнить и в этом нужно разбираться.  

Давайте попробуем вместе разобраться, а дальше Вы, уважаемые читатели, сами сделаете свои выводы.

Народный праздник Троица очень тесно и искусственно переплетён с христианским праздником Святой Троицы, корни которого уходят в Византийскую и Греческую культуры. Именно оттуда на наши земли была принесена христианская культура.  Я же постараюсь показать народную культуру, отдельно от христианской, чтобы понять её исконный смысл.

Народная традиция праздника Троица. Его корни и значения.

Троица входит в цикл народных праздников, который в разных местах именовался как «Зелёные Святки», «Зелёная неделя», «Русалии (Росалии – от слова роса)», «Кукушки», «Семик». Этот цикл объединяет в себя народные праздники, которые по содержанию своему схожи с зимними Святками.

Праздники длятся неделю, где-то десять дней. В пору, когда всё оживало, расцветала и благоухало, отмечали наши предки праздник Молодости – «Зелёные Святки», символом которого была берёзка.

В народе этот период называли по-разному, так у восточных славян (например, в Рыбинском уезде, Ярославской Губернии) он носил название «Зелёные Святки», «Кукушки», «Задушные поминки» /Даль. 1957/.  

Народная традиция праздника Троица. Его корни и значения.

В Белоруссии праздник проводов весны также носил название Зелёные святки, в который было принято: украшение домов, дорожек, улиц и рогов животных зеленью разного рода. /Белорусские песни с подробными объяснениями их творчества и языка, с очерками народного обряда, обычая и всего быта Бессонов П.А. 1871:112/.

У малороссов по народному понятию, на Зелёной неделе сходится конец весны с началом лета; лето встречается, весна провожается. Последние три дня на Зелёной неделе слыли Зелёными святками, четверг – «Великим днём русалок», суббота – Клечальной. /Собрание сочинений М.А. Максимовича том II, 1877 г., 503-507/.

Стоит заметить, что у многих славянских народов Зелёная Неделя по-другому зовётся Русальною. Почему? Потому что, по народному поверью в ночь против Духова дня (то есть в Троицу) русалки появляются около рек, озёр и родников (криниц), и в продолжении всей этой недели гуляют по лесам и полям.

Болгарский исследователь Дмитрий Маринов в начале 20 века писал:

Народная традиция праздника Троица. Его корни и значения.

Так что же праздновали и кого предки наши почитали на Зелёных святках?

Во первых конечно же торжество “расцвета природы”, так как были единым целым с ней. В одном инфополе и едином биологическом ритме.

Народная традиция праздника Троица. Его корни и значения.

В этот период всё кругом цвело и благоухало. Для большинства наших предков весна виделась озорной, молодой весёлой и красивой девушкой в расцвете жизненных сил, которая любому способна вскружить голову: «Ой весёлая весна да взвеселила усi гiрочки, Да не так гiрочки, як долиночки». Ну а кому-то буйным молодцем – Туром или Ярилой.

Поэтому в этот период наши предки восхваляли молодость и им (молодым) отводилась главная роль в обрядах этого цикла.

Народная традиция праздника Троица. Его корни и значения.

А почитали в этот период наши предки – русалок. Спутниц, можно сказать подружек, Весны – красны. Если отбросить от этого образа христианскую надстройку, которая демонизировала его, то мы увидим суть этого древнего образа, который рисовался в воображении наших предков и является главным атрибутом праздника Троицы.

И так русалки – это очень красивые девушки с длинными волосами. У которых есть крылья, – крылатые девы. По верованиям наших предков прилетают они из Небесного Царства, то есть из Золотого, другое его название Лебединое Царство.

Крылатые девы

Обратите внимание, славянские русалки напрямую связаны с крылатыми девами и берегинями и у них нет рыбьих хвостов. Период их прибывания на земле был предопределён. Как правило, это время с Благовещения (25 марта) до Ивана Купалы (24 июня) или Петрова дня (29 июня), что составляет три месяца.

Наиболее архаичные верования о русалках зафиксированы в Полесье. По представлениям полещуков русалки появляются на земле в канун Троицы и остаются дней десять, до «розыгр», «русалочьего заговенья».

Наиболее активны русалки в Троицкую ночь, – они бегают по берегам рек и озёр, очень любят плясать и кружиться, поют песни, хлопают в ладоши, играют, танцуют.

Русалии

И для того в продолжение всей Петровки, выходят они из воды на берег по ночам, и особенно при свете месяца, а там, где всю ночь плясали и кружились русалки трава ещё лучше зеленеет. Также в течение всей русальной (Троицкой) недели русалки ходят по цветущим полям ржи.

Со слов полещуков, русалки заботятся об урожае, для этого они танцуют и играют в полях цветущей ржи. Благодаря их играм, танцам, их красе жито расцветает – красуется:

“У жыти русалки грають, танцують, шоб цвило, шобурожай быў – то оны гуляють (Поворск. – Виноградова 1986: 101); «Русалки сидят в жите, когда оно цветёт, это Бог их посылает заботиться о том, чтобы никто не толкался и не тряс колосьев, иначе они не нальются» (Pietkiewcz 1938: 186). Иногда прямо указывается, что своим цветением рожь (а также и папоротник) обязана этим духам: «Росалка красуе жито» (Велута).

Русалки во ржи

Итак, что мы видим. Из представлений наших предков русалки – это мирные духи производящей силы природы, которые «разливаются» на злаки, травы, цветы тем самым отдавая себя, свою девичью «красу».

Давайте теперь разберём что эта за образы. Конечно, я думаю уважаемый читатель понимает, что никакие крылатые девы не прилетают.

Основная тайна образа Троицы состоит в особой Творческой энергии Вселенной. Которую наши предки зашифровали в народно – мифологическом образе русалок – крылатых дев. В мировоззрении наших предков вибрация ассоциировалась ветром, а ветер – это дыхание и движение. Крылья, танец, хлопки в ладоши – это символы движения и ветра. А значит это указания на энергию, проистекающую свыше.

В процессе дыхания человек взаимодействует с энергией Вселенной, которая течёт в нас «как река, разгоняемая ветром». Дыхание способствует ясности ума и не только имеет физическую природу, но и служит связующим звеном между телом и разумом. Человеческий мозг, то есть разум, создаёт мышление. Дух (душа) создаёт сознание, в котором разум может существовать. Соединяясь вместе, материальное (разум, мысли, образы) и духовное (сознание) впускают в наш Мир удивительные вибрирующие энергии, порождающие Вдохновения и Воображения. Вдохновляясь, человек созидает и придумывает новое, благодаря чему наш Мир становится богаче.

Для чего это нужно? Для того, чтобы не потерять жизненные ориентиры, миссию с который мы приходим на Землю – Мать.  Чтобы на первое место не выходили равнодушие, безответственность, цинизм, погоня за материальным, ложь, мошенничество, воровство, человеконенавистничество и т. д…

Хочу привести ещё одно поверие полещуков, связанное с русалками, которое отражает обрядовую суть Троицкого цикла.  Среди полещуков бытует мнение, что иногда русалки успевают завлечь к себе молодых парней во время своих гульбищ, вступают с ними в брачную связь (энергетический обмен), но после первой брачной ночи бросают их и исчезают, как правила оставив им подарок – перстенёк, на счастье.

Русалки завлекают молодых людей

Обратите внимание, они не наносят вред, они одаривают Счастьем. Раньше для наших предков главным были Мир на родной Земле (Отечество), семья и дети, домашний очаг, труд и мастерство, духовное развитие – вместе это давало им ощущения Счастья.  Ниже, когда я буду говорить про обряды этого цикла, ты увидишь, дорогой читатель, что все они направлены на созидание, изобилие, плодородие, обретение здоровья и удачи. Ну а что ещё нужно для счастья?

В заключении скажу, что с течением времени продуцирующая (созидательная) природа русалок стала забываться в народной культуре и на смену старым верованиям пришли новые. Русалок стали подозревать в воровстве пыльцы, в утоплении молодых девушек, олицетворяющих цвет людской нации. Если после встречи с русалками удавалось остаться живым, то часто они отнимали ум – разум. Юноша или девушка становились не в себе.  И так далее…

        В следующей статье я постараюсь раскрыть суть народных обрядов, посвящённых празднику Троицы.

DINA
Оцените автора
Ведовство и Родноверие
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий" Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.